> > Основные замечания к дипломной работе

Основные замечания к дипломной работе

Замечания по диплому – достаточно неприятная, но, к сожалению, необходимая вещь. Мало кому удается их избежать, на то, в общем-то, учебный процесс и рассчитан, что преподаватель учит, а студент учится. Рассмотрим основные типы замечаний.

     Во-первых, это замечания по содержанию. Обычно диплом (или выпускная квалификационная работа для бакалавров, что практически одно и то же) состоит из трех глав. Первая глава теоретическая, она подразумевает обзор литературы по выбранной проблематике. Она должна быть достаточно большой, поэтому многие студенты, чтобы набрать необходимое количество страниц, переписывают целые главы учебников, даже то, что не относится непосредственно к проблеме. Именно простого бездумного копирования не выносят преподаватели, поэтому после их замечаний теоретическая глава может сократиться как минимум на треть. Важно понимать, что в дипломе никому не нужны общие понятия, подразумевается, что диплом – это научная работа, следовательно, комиссию и вашего научного руководителя будет интересовать конкретика. Ошибочно думать, что, если глава теоретическая, значит, нужно все подряд в нее вставлять, избегая конкретики. Наоборот, она только приветствуется.

     Вторая глава – это анализ конкретной ситуации (практика). Например, если ваш диплом по налоговому праву, то во второй главе нужно приводить конкретную судебную практику вашего изучаемого предприятия, а не набирать практических примеров из Интернета. Если психолог и пишете о школе, то комиссию будет интересовать конкретная школа, ее проблемы и пути решения. Некачественную дипломную работу видно сразу, и преподаватель сразу увидит, пытаетесь ли вы анализировать конкретное учреждение или предприятие, или приводите примеры в духе «…а еще бывает вот так». Он обязательно укажет студенту на это, ведь в его интересах повысить «научность» работы. Нельзя спорить с преподавателем в практической части, так как существуют определенные стандарты написания дипломной работы и их нужно придерживаться. В третьей главе нужно представить конкретные рекомендации по решению проблемы. Не стоит выдумывать какие-то новые концепции, поскольку научный руководитель справедливо укажет, что вам для этого не хватает знаний. Так, бакалавров еще на этапе обучения предупреждают, что научная новизна в их выпускной работе не требуется, достаточно владеть научно-понятийным аппаратом, а вот магистр уже по новым правилам может претендовать на научную новизну. Более того, ему необходимо показать что-то новое в своей работе, поэтому теоретическая часть должна быть безупречной.

     Преподаватели очень не любят общие рекомендации на уровне курсовых работ, поэтому замечания по диплому могут быть разные: от «непонимания сути вообще» до «больше конкретики». Если выпускник путается в своем объекте исследования, то и теоретическая, и практическая часть у него получатся слабыми. Например, нужно рассмотреть теоретические основы анализа мотивации персонала и дать рекомендации по усовершенствованию анализа, для того, чтобы можно было лучше управлять мотивацией, а студент рассматривает теоретические основы мотивации персонала и пытается «прикрутить» к нему анализ. С большой долей вероятности у него ничего не получится и научный руководитель, и рецензент, если до него дойдет, укажут на ошибки в теоретической части.

     Важно обращать внимание на то, какими источниками вы пользуетесь. Зная о том, что многие преподаватели не любят интернет-ресурсы, особенно по сложным темам, студент включает в список литературы только классическую научную литературу, хотя на самом деле он взял данную теорию с интернет-портала. Это все видно при проверке диплома, и тогда замечаний точно не удастся избежать. Многие вузы запрещают пользоваться учебниками, только монографиями и диссертациями, мотивируя тем, что учебник – это облегченный источник. Особенно это касается гуманитарных дисциплин, где первоисточник Фрейд или Рубинштейн по психологии всегда смотрятся выигрышнее, чем даже самый сложный учебник. Подразумевается, что так вы понимаете тему и готовы к обсуждению, а не просто прилежно учите то, что разъяснили другие специалисты. Поэтому если преподаватель указал, что данный источник не подходит – исключите его из списка и ищите другой. Проще будет прочитать пару монографий, чем потом на защите объяснять, почему ничего «научного» вы не использовали.

     И последнее – это оформление и язык научной работы. По оформлению обычно у научных руководителей больше всего вопросов, и это закономерно, так как существуют методички, по которым и надо писать. Слишком простыми предложениями писать нельзя, важна смысловая законченность, целостность и связность (иногда преподаватель так и отмечает на полях диплома, что какому-то абзацу или пункту не хватает смысловой законченности). Мысль должна развиваться последовательно, следует использовать следующие обороты: «обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…», которые бы подтверждали, что вы владеете научным стилем изложения. Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Следовательно, исключаются все лишние предложения, не несущие смысловой нагрузки, обязательно нужны сноски на цитаты. Пожалуй, отсутствие сносок больше всего раздражает научного руководителя: студенты часто не знают, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. Это особенно хорошо видно, когда материал набран из Интернета и не перепроверен. Следует избегать личных местоимений «я считаю» или, тем более, «мы считаем» (некоторые студенты так пишут, видимо, стремясь почувствовать себя частью научного сообщества. Это похвально, но с точки зрения методологии написания диплома совершенно неверно). В дипломе следует употреблять безличные обороты, максимально отстраненные, и, конечно, стоит по минимуму высказывать личное мнение (только там, где это уместно, то есть, в третьем разделе).

     И, наконец, оформление. Титульный лист оформляется по определенному образцу. На нем указывается наименование вуза и выпускающей кафедры; тема дипломной работы. Ниже указывают вид работы (дипломная работа); специальность и специализация. Не стоит путать содержание и оглавление – у них разное назначение, хотя оба они являются «путеводителями» по дипломной работе. Все анкеты, чертежи, таблицы и другую вспомогательную информацию нужно обязательно выносить в приложения, а не пытаться с их помощью увеличивать объем диплома. Преподаватель это обязательно заметит и справедливо сделает замечание, так как такая хитрость ни для кого уже не хитрость. Вот, пожалуй, и все. Такой краткий обзор поможет вам избежать замечаний по диплому или хотя бы значительно их сократить.


Заказать работу

Заполните заявку и мы с вами обязательно свяжемся:

невозможно приложить файлы в вашей версии браузера

×
Раздел в разработке

К сожалению, функционал личного кабинета пока недоступен. Регистрация будет доступна в ближайшее время

×
Заказать звонок

Заполните форму и мы обязательно свяжемся с Вами:

×
Спасибо,
ваша заявка отправлена

Долго ждать?
Наберите нас прямо сейчас:
8 (800) 250-1997

×